Уже более восьми веков Свято-Успенская Почаевская Лавра является могущественным духовным центром в православном мире, обителью благочестия и подвижничества, хранительницей веры Христовой. Этот монастырь находится под особым покровительством Царицы Небесной, которая оставила отпечаток Стопы на Почаевской горе, тем самым указав на особенность этого места. Великим достоянием Лавры считается хранение чудотворного образа Божьей Матери «Почаевская» и мощей святых угодников Божиих преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. История Лавры имеет глубокие корни.
XІІI век. В 1240 году Киево-Печерские иноки, укрываясь от монголо-татар на землях Волыни, стали свидетелями явления Богородицы. Она явилась на скале и оставила след своей Стопы, из которого начала источаться вода. После этого чуда многие стали собираться на святое место для молитвы.
XVI век. Постепенно возникла необходимость в построении деревянного храма, возле Почаевской горы, где ныне находится часовня в честь преподобного Иова Почаевского. Позже вместо него был воздвигнут новый каменный храм– в честь Успения Божьей Матери. В 1597 году местная помещица Анна Гойская передала в дар монастырю много земельных наделов и чудотворную икону Божией Матери. Обитель стала главным духовным центром на Западной Руси.
XVII век. Период расцвета в истории Свято-Успенской Почаевской Лавры связан с игуменством преподобного Иова Почаевского, благодаря трудам которого в 1649 году был построен Свято-Троицкий храм, в котором находилась Стопа Богородицы, открыты школа и типография. Обитель обнесена стеной, сооружены кельи для братии и хозяйственные здания. И после смерти преподобного чувствовалось его постоянная поддержка, особенно во время Збаражской войны в 1675 году, когда монастырь уцелел от 50-тысячной турецко-татарской навалы явлением Богородицы с омофором в руках, ангелами и молящимся перед Ней Иовом Почаевским.
ХХ век. В годы Первой мировой войны, избегая поругания австро-венграми, из монастыря были вывезены святыни и ценности: Чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Иова Почаевского (в Житомир), колокола, архив, библиотека, свечной завод. В обители остались 18 человек, однако большинство из них в 1915 году были сосланы австрийцами в лагерь для военнопленных, а 2-х оставшихся иноков-старцев приняли жители Почаева. В монастыре австрийцы «устроили свои порядки»: в Свято-Успенском храме служились мессы, в Трапезном работал кинозал, в Троицком находилась конюшня… Но недолго длилось такое поругание. После освобождения Почаева русскими в 1916 году в Лавре восстановились богослужения, вернулись из плена иноки, из Житомира привезли святыни. С приходом советской власти Лавра не закрывалась, как большинство монастырей в Украине, поскольку волынские земли в то время принадлежали Польше. Однако существовали и свои трудности: обитель лишилась государственной поддержки и потеряла все свои сбережения. Кроме того, с мая 1922 года начался автокефалистский курс. Автокефалия, признанная Константинопольским Патриархатом, не была принята Московской Патриархией. Кроме того, украинскими националистами, которые воспринимали польскую автокефалию как «московскую», часто устраивались протесты. Согласно договора Молотова Риббентропа (август 1939 года) вся Западная часть Украины стала принадлежать Советскому Союзу. Таким образом Почаевской Лавры вновь соединилась с Церковью-Матерью. Однако за короткий довоенный период советским властям удалось нанести вред обители: было отобрано хозяйство, выгнано всех монахов и послушников. С приходом немцев молитвенная жизнь Волыни продолжалась, не взирая на очередные протесты автокефалов.
Однако период относительной веротерпимости сменился Хрущевской «оттепелью». О начале новых гонений предупредила сама Божия Матерь. В 1958 году Она явилась в чёрном одеянии над Троицким собором. Это чудо свидетельствовало об особом заступничестве Богородицы. У Почаева конфисковали земельные наделы и хозяйство. В здании возле подъема к Святым воротам (ныне Духовная семинария) устроили «музей атеизма», а гостиницу для паломников превратили в психиатрическую больницу. Запрещалось принимать работников и новых послушников. Монахов ежедневно вызывали в милицию, выписывали из Лавры «по месту проживания родственников», отправляли в психиатрические заведения. Но Почаев под покровом Матери Божией вновь выстоял… 5 августа 1990 года в праздновании 750-летия Лавры брал участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В это время появились печатные издания о монастыре, был возрожден Свято-Духовской скит, была открыта воскресная школа, позже ставшая Богословским училищем, а потом Духовной семинарией. Монастырю возвращены его здания, сады, земельные участки. В августе 1997 года Лавра праздновала новое торжество 400-летие перенесения чудотворной иконы Богородицы из имения Анны Гойской на Почаевскую гору.
ХХІ век. 12 мая 2002 года обитель восполнилась еще одной святыней: к лику святых был причислен преподобный Амфилохий. В этот день многие увидели на небе белоснежный крест и воспрянули духом. Ныне Свято-Успенская Почаевская Лавра – светильник Православия, который раскрывает истинность и красоту христианской веры. Каждого человека, посетившего это святое месте, поражает внешнее и внутреннее преображение обители, где ощущается полнота жизни, покров Богородицы, заступничество великих угодников Божиих преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.